То есть 3 часа беспрерывного кейко
Один из японцев перевёл нам, о чём говориться в видео:
Г-н Огата, обладатель 5го дана, начал Кендо с Джедана (он не начал с Чудана)
под руководством Синдо сенсея, 5кратнего участвующего в Чемпионате Японии по Кендо.
После окончания школы, он начал работать в тюрме.
(Как в милиции, в тюрме есть профессиональная команда Кендо.)
До сих пор, ему много раз рекомендовали участвовать в Тачикири,
но после второй мировой войны ни один джеданист проводил это самое суровое кейко,
потому что все думают, что в джадане совершить Тачикири невозможно.
Но перед тем, как ему исполнит 40 лет,
его сенсей, Синдо сенсей, сказал ему, что не уклонись от Тачикири.
Также сенсей предложил, "если 33им противником стану я,
то ты захотешь продалжать и совершить Тачикири."
Потом, г-н Огата решил не обойти Тачикири.
Но вдруг за 3 неделы до проведения Тачикири, Синдо сенсей скончился из-за
неожиданного происшествия.
После этого г-н Огата начал посвящать себя Тачикири ради своего учителя.
...
и наконец-то, г-н Огата достигнул Тачикири с результатом 25 повед 2 проигрыша 6 ничь.
под катом статья о Тачикири
ТАЧИКИРИ
Автор: Даниель Зоот
Каждый год кендоистское сообщество в Аомори проводит по две необычные тренировки называемые по-японски «Тачикири». Тачикири часто переводят как «тренировка на выносливость». Занимаясь кендо уже давно, я тем не менее впервые в жизни лично имел возможность наблюдать тачикири-кейко. По-моему лучшим описанием для этой тренировки кендо служат слова «неудачник остается».
Во время тачикири происходит следующее: избранный кендока бьется против многих оппонентов, следующих друг за другом в непрерывной очереди. Протокольная сторона испытания разная и зависит от места проведения Японии . В Аомори в Младшем тачикири участвуют более «молодые» бойцы, в ходе которого два кендоиста по очереди противостоят тридцати шести оппонентам. В Старшем тачикири более опытные мотодачи бросают вызов двадцати четырем оппонентам. В этой статье, я опишу протокольную часть этих испытаний и поделюсь теми уроками, которые я извлек из них, будучи наблюдателем и участником (какаритэ) этого менее известной и более необычной формы тренировки по кендо.
История, выборы мотодачи и цели Тачикири.
Как говорили мне мои учителя, тачикири практикуется в Японии, начиная с периода Токугавы. Некоторые сенсеи говорили, что тогда тачикири могло длиться непрерывно в течении пяти дней. Я отношу эти истории к разряду подобным тому, что «когда я был ребенком, я ходил в школу 10 километров пешком и в обе стороны я шел в гору…» Увидев впервые тачикири против , где мотодачи бился с 36 оппонентами я подумал, что человеку по силам так работать только в течение нескольких часов. Младшее тачикири с 36 оппонентами в своем сегодняшнем виде проводится в Аомори с 2002 года.
В Аомори, мотодачи выбирается специальной комиссией. Состав комиссии формируется из тех кенши, которые ранее участвовали в тачикири. Возглавляет комитет старший кенши префектуры. Комитет выбирает главным образом из тех людей, в которых он уверен, что они не откажутся от участия. Большинство членов комитета имеют 7 дан и выше, в особенности это касается тех, кто говорит от имени комитета и делает официальные предложения участвовать. Комитет принимает во внимание то, в каком состоянии здоровья находится кандидат на участие, как часто он тренируется и в состоянии ли он успешно пройти это испытание. Комитет также составляет список какаритэ. Большинство мотодачи для старшего тачикири - это люди в возрасте пятидесяти-шестидесяти лет, активно претендующие на восьмой дан. Для младшего тачикири мотодачи, как правило, выбираются из шестых данов готовящихся к аттестации на седьмой дан или только что аттестованные седьмые даны.
Председатель комитета по тачикири объясняет цель упражнения таким образом, что испытуемый участвует в стьоль физически изнурительном испытании, для того что бы в определенный момент мотодачи уже не смог полагаться на свои физические кондиции и мог уповать только на свою силу духа. Уточняя, он писал в своем приветственном слове в программе Младшего тачикири 2010 года: «В тачикири, мотодачи переходит границы своих физических возможностей и оказывается в состоянии, когда у него уже нет возможности думать. Он будет биться с соперником бессознательно, исключительно силой своего духа, и он будет использовать только те техники, в которых нет ничего лишнего. Это и есть контроль себя, которым человек обладает на подсознательном уровне и который является примером Мусина в действии - единство сердца, духа и силы»
Старшее тачикири-кейко
Старшее тачикири-кейко менее изощрено по своей форме, чем младшее, и поэтому о нем пойдет речь в первую очередь. Во-первых, это испытание считается (и называется) кейко, а не сиай. На сиайдзё присутствует человек, который исполняет роль, аналогичную роли шимпана, но он не присуждает иппоны. Его задача - только помогать участникам не выходить за определенные границы и давать сигналы следящему за временем человеку и гарантирующему, что мотодачи не будет биться с одним соперником в кейко больше или меньше пяти минут. В кейко принимают участие 12 какаритэ, каждый из которых бьется с мотодачи дважды. Если участники выходят за границы площадки, ломают синай, увязают синаем в до химо и т. д. шимпан останавливает время. По причине того, что такие короткие таймауты происходят весьма часто и из-за того, что постоянно приходится тратить несколько секунд, чтобы вернутся в сонкё, все мероприятие занимает более двух часов (5 мин. против 24 соперников). Обычно это длится два часа 45 минут или больше.
Обычно, на роль какаритэ не приглашают кендоистов уровнем ниже пятого дана. Когда у меня впервые появилась возможность увидеть старший тачикири, я помню, что я подумал, видя четвертого или пятого какаритэ, что «ага, я понял смысл происходящего». Это было примерно через 25 минут после начала испытания. Когда шла 45 минута, я подумал: «хорошо, я думаю мотодачи понял, что происходит». Для этого испытания отбираются, как правило люди, которые знают друг друга и которые тренируются друг с другом еженедельно если не ежедневно. Но я был сильно удивлен тем, с какой яростью некоторые какаритэ атаковали мотодачи, в некоторых случаях из раза в раз придавливая их в тай-атари к стене, пробивая тсуки в положении, когда мотодачи стоял прижавшись к стене и т. д. Иногда в ходе мероприятия я начинал дремать, но я помню, что в это время у меня в голове кружилась мысль: «как я могу спать в тот самый момент, когда такие опытные кенши проходят столь изнурительное физическое и духовное испытание». Мне даже иногда приходилось кусать свой язык, чтобы не зевать (особенно в те моменты, когда все мои учителя были в зале). Для меня, как для зрителя старшего тачикири-кейко, главным уроком стало то, что я узнал: то, что я раньше считал «мучениями» было ничто по сравнению с теми муками, которые переносили здесь другие.
Младшее Тачикири-сиай
Младшее тачикири назвается сиаем, потому как оно проходит в форме соревнования между двумя мотодачи. Хотя это испытание в Аомори имеет в японском заглавие упоминание о «трех часах», на практике оно длится на много дольше, поскольку участники должны сразится с каждым из 36 оппонентов. Соревновательный аспект, аспект сиая, в тачикири заключается в том, что иппоны каждого поединка считаются, а победитель определяется по суммарному количеству набранных иппонов. Поединок длится, как правило, намного дольше 5 минут, из-за того, что после присуждения каждого иппона, происходит остановка поединка и времени для того, чтобы участники могли вернутся к центру сиайдзё. Предела набранным иппонам в таких поединках нет. По результатам одного из поединков один из мотодачи победил со счетом 0:20. В программе тачикири представлена статистика прошлых тачикири. Рекордное количество иппонов в тачикири в Аомори составило 24. Самое малое - 4. Интересный факт по поводу того года, когда один из участников набрал те 4 иппона: два участника того года были в возрасте 40 - 50 лет, и не один из них не пил воды в ходе испытания (пил ли мотодачи или нет в ходе тачикири - также регистрируется в статистических сводках).
С виду может показаться, что Младшее тачикири - это очень необычный день. Место проведения украшается красными и белыми занавесами, которые обычно можно видеть во время особых событий, таких как Кагами бираки. Все специальные гости, ассистенты или взрослые знакомые участников одеты в костюмы и галстуки. Организаторы мероприятия организрвали специальную комнату для какаритэ на додзе дзюдоистов, где можно выпить спортивные напитки, онигири и т. д. для освежения во время перерывов. Было сделано все необходимое, что могло бы помочь какаритэ освежиться между поединками. Какаритэ набираются из людей в возрасте от 27 до сорока шести лет и от пятого до седьмого дана. Более половины из них - это служащие полицейские, конвоиры, некоторые из них - члены токурэн. Каждый какаритэ участвует в шести поединках. Врач (тоже опытный кендоист) присутствует на протяжении всего мероприятия. После того как мотодачи заканчивает свои поединки (примерно через четыре с половиной часа после начала первого поединка) врач проводит медосмотр. После первых двух серий из 12 поединков, каждому мотодачи дают минутный перерыв для поправки химо.
Было крайне интересно наблюдать за этим мероприятием, слушать, что люди говорят об этом и задавать вопросы о б испытании после его окончания. На мероприятии, на котором я был в феврале 2010 года, одному из участников было 37 лет, другому - сорок шесть. Оба имели 6 дан. Я сидел около судейской коллегии рядом с человеком в возрасте сорока шести лет. Одним из моих первых замечаний стало то, что его энергичный дзаншин (когда он энергично разворачивался лицом к сопернику со стремительным и энергичным возвращением в камаэ) исчезла посреди его четвертого поединка. Ближе к концу, его киай ограничивался только началом поединка (в некоторых поединках) и когда он наносил удар. Я также заметил, что всякое движение его корпуса в вертикальной плоскости во время фумикоми полностью исчезло в последних поединках.
Что было еще более интересно наблюдать, дак это те примечательные и неприятные вещи, которые некоторые какаритэ делали с мотодачи. «Неприятные» - это понятие точно связанное с культурой, но я уверен, что наблюдатель, не знакомый с кендо и японской культурой, согласится с моим выбором эпитета. Один из какаритэ постоянно пытался прийти в тай-атари, а в большинстве случаев просто откровенно выталкивал мотодачи в сторону гостей или в дверь ведущую из додзё. Тот же самый индивид постоянно пробивал мотодачи тсуки, опрокидывал его на пол, и бил его, когда тот лежал. Обычно, когда он так делал, зрители смеялись. В числе смеющихся людей были не только сенсеи с восьмым данном, но также врач и даже родители мотодачи. В один момент, мотодачи был брошен в направлении, где сидел я, он упал за пределами сиайдзё прямо к ногам своего отца. Отец шлепнул его по плечу и толкнул его назад за белую линию. Временами я смотрел на мать мотодачи. Я хотел увидеть то, что может показать ее выражение лица, но было трудно понять, что она думала или чувствовала, не задав прямой вопрос. Я посчитал не уместным, спросить ее об этом.
Одно из «неприятных» действий какаритэ все же не вызывало смеха у публики. В один из моментов, один из наиболее ярких и агрессивных какаритэ сломал синай мотодачи. Кесаки мотодачи попал под руки какаритэ и мгновенно проскользнуло под мунэ какаритэ. Вместо того, чтобы поднять руки и дать мотодачи вытащить синай отшагивая назад, какаритэ опустил цуку своего синая горизонтально вниз, перпендикулярно середине синая, разломив синай мотодач на две части. Зал молчал. Несколько недель спустя, я спросил своего учителя, который был шимпаном во время поединка, почему никто не смеялся в этот момент. Что интересно: он «не помнил» инцидента, который я описал.
Один какаритэ особо меня впечатлил. Этот какаритэ периодически побеждает в личном зачете чемпионата префектуры. Он выпускник университета, который пользуется большим уважением за свою программу по развитию кендо. Каждый раз,когда этот какаритэ наносил удар мотодачи, его датотсу приходил точно в зачетную зону. Это было захватывающее зрелище. Он полностью «уничтожил» мотодачи, и в первый раз когда он с ним бился и в последний (третий) раз. И делал он это из раза в раз очень искусно. Он редко приходил в тай-атари, и никогда не пытался вытолкнуть мотодачи за пределы площадки. Мне также показалось, что он использовал все известные вадза и использовал все возможности, которые он создавал или которые сами появлялись, чтобы ударить. Что может быть более вызывающим или одновремненно более деморализующем для мотодачи, чем встреча с таким соперником, или с еще более жестким.
Обхождение с мотодачи после последнего поединка разительно отличалось от того, которое они получали во время тачикири. После того, как мотодачи встал после последнего сонкё, два служащих подбежали к нему, и, придерживая его, вывели за пределы сиайдзё. Они сняли с него богу, и расставили вокруг него ширму в то время как он проходил медицинский осмотр. Ему дали попить воды. За мотодачи очень тщательно следили в первые минуты после тачикири. Пятнадцать минут спустя началась церемония закрытия и вручения наград. Оба участника получили подарки. Меня поразило то, что одним из подарков были десять килограммов яиц. (Если появится возможность - я непременно спрошу у участников, что они сделали с таким количеством яиц.) Они также получили большое количество спортивных напитков и разные подарки на память. Кенши, которые успешно выполнили тачикири получает право купить специальный до, на котором изображена гора Иваки, изображенная на мунэ. Я был удивлен тем, что организаторы сами не покупают участникам такие до. Они только предоставляют им привилегию купить его. Те же, кто все же покупает его, носят его только на осёгатсу (для хатсугейко) и, я полагаю, но необходимо еще это подтвердить, когда они участвуют в Киото Тайкай.
Уроки и рекомендации.
После тачикири у меня появилось много вопросов. Учитывая, что члены моего додзё - это организаторы и бывшие мотодачи и какаритэ, участвовавшие в тачикири, я смог получить достаточно исчерпывающие ответы на свои вопросы. Один мужчина, с которым я часто практикуюсь, был мотодачи первого (2002) младшего тачикири – тем самым мотодачи у которого было всего 4 победы. Меня очень интересовало влияние его участия в испытании на его здоровье. Я удивился, когда услышал, что он не чувствовал себя особо раскисшим на следующий день или через два дня. Он сказал, что его самого больше всего удивило то, что в тот день он не мог уснуть. Я спросил, было ли это связанно пробуждением от болей в мышцах. Но он объяснил это тем, что в тот день он был под сильным впечатлением произошедшего и того опыта, который он обрел в ходе тачикири. Он просто всю ночь думал об этом. Я попросил его описать последствия этого испытания для его кендо. Он ответил в том духе, что это оказало опредленно положительное и мгновенное влияние. Он описывал, что у него появилось чувство, что его кихон стал более крепким. Он использовал термин «коши га шиккари суваттэ ита» (в дословном переводе «пятки крепче стоят»). Он правда добавил, что судя по всему у «эффекта тачикири» была короткая жизнь...
Я же думаю, что даже простое наблюдение за тачикири сделало мое кендо лучше. Как минимум это изменило мое представление о моих физических возможностях, которые могут быть изменены опытом участия в мероприятии специально для этого созданном. У меня также появилось навязчивое желание участвовать в тачикири, хотя бы только из чувства честолюбия от того, что я выбран на роль какаритэ. Будучи мотодачи (основываясь полностью на моем знании о жизненном пути кендоистов, которые были мотодачи), выдержать это испытание можно только пройдя в течении нескольких лет ужасно тяжелые кангейко и сёчугейко. Не то чтобы эти тренировки могли подготовить физически к бою одного против тридцати шести. Я не думаю, что вообще есть что-то, что может подготовить физически к этому. Единственное, что в данном случае возможно – это удостоверится, что перед испытанием организм бойца хорошо гидрирован.
Я получил хороший стимул для внедрения опыта тачикири в свои каждодневные тренировки. Первый ключевой момент - это привыкание к тому, что соперники следуют один за другим в течение длительного периода. Это достаточно трудная задача в Японии если Вы уже взрослый человек или если Вы (как это чаще всего бывает с иностранцами) еще молодой человек Большую часть времени такие люди проводят в очереди ожидания". Вот мои рекомендации коротко. Посещай тренировки регулярно, когда группа выполняет мавари гейко.
Участвуй в кихоне, даже если Вы лидер группы. Делайте кихон в формате постоянной смены, а не в формате линии, если мест и Ваша позиция в группе позволяют Вам так поступить.
Если Вы не можете участвовать в мавари гейко со взрослыми, идите в старшые классы школы или в даже в младшие классы - туда, где вы можете быть мотодачи для детей во время дзигейко.
Не избегайте какаригейко. Попросите об этом. Даже если ваш старший партнер не практикует это, попросите его об этом в конце каждого дзигейко.
Всегда идите в самую короткую очередь после того, как Вы поработали со старшим или с тем, с кем Вы хотели кейко больше всего.
Если Вы находитесь в положении ведущего тренировку, проводите тачикири, но делайте это с полным вниманием к состоянию здоровья и гидрации мотодачи (или к своему, если Вы сами собираетесь быть мотодачи).
Делайте смену в каждом кейко, не зависимо от уровня вашего оппонента.
Эту статью я хочу закончить мыслью, которая у меня появилась, когда я впервые смотрел тачикири кейко (старшее тачикири), где в роли мотодачи был пятидесяти восьмилетний соискатель восьмого дана. Я стоял в углу додзё и снимал на камеру, а председатель комитета тачикири (старший кенши в Аомори) сидел на полу рядом со мной, смеялся и разговаривал с каждым, кто оказывался рядом с ним. И в один из моментов я услышал от него что-то вроде, «хм, должен ли я вмешаться и остановить все это? Я не уверен, что он справится...» Этот комментарий заставил меня подумать о сути «доброты». Не было бы в этой ситуации более милосердным выйти и остановить это серьезное испытание? И действуя на эмоция, тем самым, нанести такой моральный урон мотодачи, который будет превосходить всякий физический ущерб, который он только может получить в сражении. Лицезрение более жестко действующих людей в младшем тачикири заставило снова подумать меня о том же. Но имея в виду то духовное обогащение, которое люди получают от тачикри, я думаю, что физическая травма, полученная в ходе испытания, это невысокая его цена.
Источник: KENSHI247
Перевел: Семаков А.Е.
Источник: www.kendo-karelia.ru/kendo_tachikiri.html